Блог

Освещение автомобильных дорог по ГОСТ и СНиП

Правильное освещение автомобильных дорог и дорог - очень важная задача для любого населенного пункта. Даже незначительные нарушения могут привести к резкому увеличению числа несчастных случаев, в которых могут быть ранены как автомобилисты, так и пешеходы. Поэтому уличное освещение производится по ГОСТ, СП и СНиП.

Какие нормативные документы используются для разработки освещения дорог:


В список нормативных документов для освещения автомобильных дорог входят стандарты, которые устанавливают требования:

к параметрам используемых светильников и их комплектующим;
освещенности улиц, автодорог, пешеходных зон, автострад и рабочих мест вне зданий;
методами расчета освещенности на перечисленных выше объектах.
Учитывая это, для разработки правильной схемы освещения автомобильных дорог используются следующие нормативы:

ГОСТ Р 56239-2014. «Тоннели автодорожные. Искусственное освещение. Методы измерения нормируемых параметров».
ГОСТ 33176-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения».
ГОСТ Р 55706-2013. «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».
СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение».
ГОСТ Р 55844-2013 «Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон».
ГОСТ Р 58107.1-2018 «Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчета».
ПНСТ 28-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Освещение архитектурное и функционально-декоративное».
ГОСТ IEC 60598-2-3-2012 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог».

Общие требования к организации освещения улиц и дорог:

Расстояние от фонарного столба до улицы особенно важно для организации необходимой освещенности. Это составляет не менее 1 м на оживленных магистральных дорогах, 0,6 м - на других дорогах и трассах 0,3 м - если грузовые автомобили и городское движение не движутся по этой дороге. На улицах со средней шириной полосы 4 м и более световые столбы можно расположить в середине средней полосы.

Непосредственно к освещению дорог общего пользования предъявляются свои требования:

Свет должен быть равномерным, без затенения на дороге. Среднее расстояние между уличными фонарями составляет от 35 до 45 м. Чем выше лампы, тем короче расстояние.
Световой поток от источника не должен быть слишком сильным или слишком слабым. В первом случае свет ослепляет водителя, а во втором он не позволит различить транспортные средства или пешеходов, движущихся в их направлении, что приведет к аварии.
Источник света должен быть направлен к поверхности дороги, а не вверх или в сторону.
Освещение должно обеспечиваться в районе движущегося транспортного средства, а также на обочине дороги и прилегающих полосах движения, особенно на широких многополосных дорогах.
Опасные зоны (узкие, перекрестки и перекрестки дорог, пешеходные переходы) должны быть выделены и усилены за счет увеличения яркости или изменения цвета огней.
Переход от освещенной области к освещаемой области должен быть плавным. Для этого создается переходная зона длиной от 150 до 250 м.
В сельском поселении осветительные установки должны быть установлены в границах застроек и на расстоянии не менее 100 м за их пределами.

Требования к горизонтальной освещенности:

Другим важным параметром является среднее горизонтальное освещение, которое измеряется в люксах (лк), то есть в люменах на квадратный метр (лм / м2). Эта особенность определяется таким образом, чтобы водитель мог видеть дефекты в покрытии и различать приближающийся автомобиль. Горизонтальное освещение зависит от категории дороги. Среднее значение величины приведено в таблице.

Какие осветительные приборы используют на дорогах:


Основные требования, предъявляемые к светильникам, согласно требованиям к освещению дорог:

  • Простота и неприхотливость в обслуживании.
  • Высокая степень влагозащиты – класс не менее IP65.
  • Надежная защита от неблагоприятных погодных условий, особенно от сильных порывов ветра.
  • Максимальная экономичность – мощный световой поток при минимальном потреблении энергии.
  • Длительный срок эксплуатации.
  • Эстетичный дизайн, который сочетается с опорами освещения.

Приемлемая мощность светильников составляет:

50-100 Вт – для улиц и дорог второстепенного значения;
100-200 Вт – для главных и широких автодорог.
В максимальной степени перечисленным требованиям отвечают светодиодные светильники. Они отлично справляются с задачей освещения дорог разной категории. Благодаря специальной оптике такие светильники равномерно освещают дорожное полотно, что позволяет исключить контраст светлых и темных участков дороги. Вдобавок к этому светодиодные светильники экономят электроэнергию, а это помогает разгрузить мощности электростанций и сэкономить на обслуживании дорог.

 

15.12.2019